Регистрация права собствености после самовольной реконструкции объектов в Омске

Исковое заявление (на примере узаконения реконструированного помещения в жилом доме)

Третьи лица: (если есть)

Адреса, телефоны (если есть)

Дата Решением Номер МБУ ЦГД отказал мне в согласовании реконструкции по мотивам отсутствия соответствующего разрешения.

Упрощенное оформление

Дальнейший порядок действий зависит от конкретных обстоятельств застройки и типа объекта. Для построек с нежилыми помещениями, возведенными на территории садоводческого товарищества, алгоритм действий следующий:

  1. Заказ техплана через кадастровую службу. Подготовка технического плана инженером – платная процедура, требующая затрат.
  2. Оплата пошлины за регистрацию собственности (можно воспользоваться терминалом МФЦ или любым другим банкоматом).
  3. Подача заявления на регистрацию права собственности через сотрудника МФЦ. К заявлению прикладывают подготовленный техплан.
  4. В течение ближайшей пары недель рассматривается вопрос о допустимости регистрации и далее заявителю выдают подтверждающий право собственности документ.

Если объект недвижимости – постройка на собственном участке ИЖС или ЛПХ (личное подсобное хозяйство), чтобы получить техплан, кадастровый инженер должен получить от владельца согласованное разрешение на постройку.

Основные требования к иску.

Узаконить здание

Рассчитать стоимость экспертизы.

Реконструкция объекта, правовые аспекты

Пожалуй, у каждого владельца недвижимости: здания, сооружения помещения, рано или поздно возникает желание или необходимость расширить объект, перестроить, надстроить дополнительный этаж, или сделать подземную парковку, одним словом произвести реконструкцию своей недвижимости.

Однако сложно даже представить: как много собственников, не задумываясь, реконструируют свои объекты без получения на это необходимых разрешений, а потом сталкиваются с проблемой регистрации права собственности на реконструируемый объект. Что такое реконструкция и как ее нужно производить, чтобы оградить себя от возможных проблем с оформлением права собственности? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в настоящей статье. Как правило, собственники таких объектов, экономят время и деньги на получении разрешительных документов на реконструкцию. Они рассчитывают, что раз недвижимость – это их собственность, то и согласовывать с кем-то перестройку объекта мероприятие затратное и не имеющее особого смысла. Но так думают они до тех пор, пока не решат совершить сделку с перестроенным объектом, например, заложить для получения кредита в банке или срочно продать. И тут выясняется, что распорядиться они могут только той частью объекта, на которую имеются правоустанавливающие документы, а различные пристройки, надстройки к зданию предметом сделки быть не могут. Еще хуже если в результате серьезной реконструкции первоначальный объект недвижимости теряет все свои характеристики и фактически перестает существовать, тогда все здание будет рассматриваться как самовольная постройка, которой в принципе никак нельзя распорядиться. В таких ситуациях собственникам придется в судебном порядке доказывать свои права на реконструированные объекты. Чтобы такие случаи возникали реже, предлагаю все-таки стараться учитывать требования действующего законодательства к проведению реконструкции строений.

Итак, что же такое реконструкция объекта недвижимости.

Согласно части 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция – это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. Довольно часто реконструкцию объекта путают с перепланировкой помещений, последнюю оформить гораздо проще. Несмотря на то, что и реконструкция и перепланировка связаны с изменением площади объекта, они все же имеют серьезные различия.

Если нежилой объект подвергается перепланировке, то это касается изменения внутренней конфигурации помещений (снос перегородок и возведение новых) без выхода за пределы границ объекта. Перепланировка, как правило, связана с незначительным изменением площади объекта. Реконструкция связана, прежде всего, с изменением границ объекта, чаще в сторону его увеличения: возведение пристроек, дополнительных этажей, тамбуров. Либо может производится в пределах границ объекта, но в результате такой реконструкции изменяется назначение объекта, к примеру складское помещение за счет устройства внутри него второго уровня и подключения к дополнительным инженерным мощностям переоборудовано под офисное.

Если производится только внутренняя перепланировка в нежилых помещениях, то не требуется прохождение той сложной процедуры, которая необходима для осуществленияреконструкции.

Для проведения реконструкции градостроительным законодательством установлена определенная процедура, этапы которой вкратце можно изложить следующим образом:

1. Проведение инженерных изысканий (ст. 47 ГсК РФ). Выполняются только организацией или лицом, имеющим соответствующую лицензию.

2. Сбор технических условий (ст. 48 ГсК РФ). Осуществляется в случае, если реконструкцию невозможно обеспечить без дополнительного подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. Технические условия предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию инженерных сетей, в течение 14 дней с момента запроса.

3. Разработка проектной документации, и ее экспертиза в установленных законом случаях (ст. 48 ГсК РФ). Выполняется только организацией или лицом, имеющим соответствующую лицензию.

Подготовка проектной документации осуществляется на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров реконструкции объектов капитального строительства.

4. Получение разрешения на строительство (ст.51 ГсК РФ).

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Для получения разрешения на строительство (реконструкцию) застройщик направляет в орган архитектуры по месту нахождения земельного участка заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагает правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; проектную документацию; заключение государственной экспертизы проектной документации (если она требуется в соответствии с законом); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции. По результатам рассмотрения заявления уполномоченный орган в течении 10 дней выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. Получение разрешения на строительство не требуется, если осуществляется реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других). Также не требуется разрешение на строительство в случае реконструкции объектов капитального строительства, если планируемые изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом. В случае если разрешение на реконструкцию получено, но сменился собственник земельного участка, на котором расположен подлежащий реконструкции объект, действие разрешения сохраняется.

5. Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ст.55 ГсК РФ).

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в орган выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. К заявлению прикладывается пакет документов, установленной ч. 3 ст. 55 ГсК РФ. Орган, выдавший разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

После прохождения всей этой процедуры заказываете новый технический паспорт на объект недвижимости. Останется только оформить право собственности уже на измененный объект в Управлении Федеральной регистрационной службы. При этом следует иметь в виду, что Управление ФРС при осуществлении государственной регистрации прав на объекты недвижимости руководствуется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, а также Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и Методическими рекомендациями «О порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества».

Законом установлено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

При осуществлении государственной регистрации прав на создаваемый, созданный или реконструируемый объект недвижимого имущества Управление ФРС должно удостовериться, что объект недвижимого имущества не является самовольной постройкой. Так как лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности (пункт 2 статьи 222 ГК РФ).Самовольной постройкой является строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (пункт 1 статьи 222 ГК РФ).

С тем чтобы подтвердить, что реконструируемый объект не является самовольной постройкой, на государственную регистрацию права в УФРС вы должны будете представить с новымтехническим паспортом, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Также при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию прав, Управление ФРС проверит у вас наличие прав на земельный участок, на котором расположен реконструированный объект. Если в соответствии с законом на реконструкцию объекта не требовалось получения разрешения, то права на такой объект регистрируются на основании документов, подтверждающих факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Реконструкция объекта, правовые аспекты.

Как узаконить реконструкцию?

Процесс узаконивания строительства и/или реконструкции претерпел изменения. Начиная с 4 августа 2018 года, легализация обходится без разрешений на стройку – в силу изменений Федерального закона № 342 от 03.08.2018.

Теперь, чтобы оформить реконструкцию жилого или садового дома, достаточно выслать уведомление о своих намерениях. Орган местного самоуправления (МСУ) примет уведомление, изучит предоставленные сведения и даст ответ – положительное или отрицательное решение (см. «Как получить разрешение на реконструкцию частного дома«).

Разберем, как оформить реконструкцию с учетом изменений.

Что нужно делать.

Документы

Понадобятся и другие бумаги, чтобы суд встал на сторону истца:

  • Технический паспорт, полученный при обращении к БТИ. Даже если БТИ ставит штамп в паспорте с пометкой о наличии самовольного строительства. Главное, чтобы присутствовало подробное описание самого объекта недвижимости.
  • Проект строительства. Чем с большим количеством органов он согласован – тем лучше.
  • Техническое заключение о том, что нормам объект и его характеристики соответствуют.

Что такое реконструкция объектов капитального строительства? Фото: pershickow.ru

  1. Первая просьба по иску – признание имущественных прав по объекту.
  2. Потом выносится требование о разрешении эксплуатировать объект, хотя оформление ввода в эксплуатацию должным образом отсутствует.
  3. Наконец, государственную комиссию просим выдать сертификат соответствия.

к содержанию ↑

Если же основания отсутствуют, то бумаги получают предварительно, в отдельном судебном порядке.

Регистрация права на самовольные постройки

Все большее число владельцев земельных участков, имеющих дачные дома, бани, бытовки, сараи и другие строения, сталкиваются с проблемой регистрации и легализации данных строений, сооруженных в самовольном порядке, ведь после регистрации права собственности на дачные постройки у их владельцев появляется возможность распоряжаться недвижимостью в полном объеме – продавать, дарить, закладывать.

Непосредственно понятие, признаки и основы правового режима самовольной постройки закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Нормы ГК РФ, касающиеся самовольной постройке не стали принципиально новыми для отечественного законодательства, поскольку самовольное строительство «процветало» еще при СССР.

Первые упоминания о самовольном строительстве и некоторых его правовых аспектах всречаются в Постановлении СНК РСФСР «О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках» от 22 мая 1940 г. № 390.

В дальнейшем положения о самовольной постройке были закреплены в Гражданском кодексе РСФСР 1964 г.

Позднее Пленум Верховного Суда РСФСР подчеркивает негативный характер самовольного строительства, отмечая при этом, что это правонарушение, существенно затрагивающее интересы государства и граждан, препятствует рациональному использованию земли, сохранению окружающей природы, планировке, застройке и благоустройству населенных пунктов, представляет опасность в пожарном и санитарном отношении (из Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР «О некоторых вопросах, возникающих в практике судов при применении ст. 109 ГК РСФСР о безвозмездном изъятии самовольно построенного дома» от 19 марта 1975 г. № 2).

Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

В соответствии с приведенным легальным определением постройка признается самовольной при наличии хотя бы одного из следующих условий (признаков):

– возведение постройки на земельном участке, не отведенном для этих целей;

– отсутствие необходимого разрешения на строительство/ реконструкцию;

– существенное нарушение при возведении объекта специально установленных норм и правил.

Последствия признания построенного самовольной постройкой довольно существенны:

1) лицо, осуществившее такую постройку, не приобретает на нее право собственности;

2) распорядительные сделки с этой постройкой ничтожны;

3) самовольная постройка подлежит сносу лицом, ее осуществившим, либо за его счет;

4) признание построенного объекта самовольной постройкой может являться основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 9.5 КоАП РФ “Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию”. Данная статья предусматривает штраф до 1 млн. рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Таким образом в настоящий момент понятие «самовольная постройка» в первую очередь рассматривается как понятие негативное. Обусловлено это главным образом тем, что создание постройки при наличии установленных ст. 222 ГК РФ признаков самовольности приводит к невозможности возникновения на нее права собственности у лица, осуществившего самовольную постройку. Это связано с тем, что такое лицо не приобретает на нее право собственности и не вправе распоряжаться постройкой.

Государством была предусмотрена возможность легализации самовольной постройки и возникновения на нее права собственности.

В 2006 году в рамках программы так называемой «дачной амнистии» в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ (далее – Закон о государственной регистрации) и ГК РФ были внесены изменения, которые существенно упростили процедуру регистрации прав граждан на ряд объектов недвижимости (Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества»).

С 1 сентября этого же года право собственности на жилые дома и строения, гаражи и иные хозяйственные постройки могут быть зарегистрированы на основании правоустанавливающих документов на соответствующий земельный участок и документов, подтверждающих факт создания объектов.

Документами, на основании которых регистрирующий орган может провести государственную регистрацию права собственности на земельный участок, являются:

Кроме того, основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок могут служить:

Вместе с тем далеко не всякий документ, в котором идет речь о земельном участке, может являться основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок. В документе обязательно должна содержаться информация о том, что земельный участок такой-то площадью, расположенный по такому-то адресу, предоставляется такому-то гражданину.

Читайте также:  Если основное средство самортизировалось что делать дальше

Кроме перечисленных документов, являющихся основанием для государственной регистрации права собственности, в регистрирующий орган должен быть представлен кадастровый паспорт земельного участка.

Благодаря внесенным в Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и ГК РФ изменениям физические лица, владеющие на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельными участками, получили возможность фактически «легализовать» все самовольно возведенные ими строения. Одновременно с этим была существенно упрощена процедура государственной регистрации прав на указанные земельные участки.

До внесения указанных поправок для того, чтобы узаконить самовольные постройки физическим и юридическим лицам, осуществившим самовольное строительство, предписывалось обращаться в суд.

При этом при обращении в суд основным и самым сложным часто становился вопрос о правах застройщика на земельный участок.

Положение п. 3 ст. 222 ГК РФ прямо устанавливало, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку. Принципиальное решение вопроса о предоставлении земельного участка во многом определяло перспективу дела по узаконению объекта.

Однако оставался открытым вопрос: о каком установленном порядке шла речь?

Закрепленный Земельным Кодексом РФ порядок предоставления земельных участков для строительства исходит из того, что строительство объекта недвижимости только намечается, а его местоположение и сама возможность возведения должны быть согласованы со всеми заинтересованными лицами, государственными и муниципальными структурами. При этом совершенно ясно, что при наличии самовольно возведенного здания или строения применение подобного порядка было как минимум нелогичным. Кроме того, возникала коллизия с пп.1 п.1 ст. 1 ЗК РФ, устанавливающим принцип первичности земли в отношении других объектов недвижимости, если федеральным законом не предусмотрено иное.

Применение по аналогии положений ст. 36 ЗК РФ и ст. 271 ГК РФ, устанавливающих право владельца объекта недвижимости на владение и пользование земельным участком, в границах, занятых объектом, и в размере, необходимом для использования (эксплуатации) объекта, в силу правового режима самовольной постройки также было сомнительным.

Особого же порядка – специально установленного и применяемого исключительно во взаимосвязи с положением п. 3 ст. 222 ГК РФ, тогда на федеральном уровне не существовало. Отсутствие четко регламентированного порядка предоставления земельных участков под самовольными постройками на практике крайне затрудняло застройщику реализацию возможности по признанию за ним права собственности на объект самовольного строительства.

Отсутствовала также ясность и в вопросе, когда именно земельный участок должен быть предоставлен под возведенную постройку: до вынесения судом решения о признании права собственности (как необходимое условие его вынесения в пользу застройщика), или предоставление было возможным в будущем – после вынесения решения о признании права собственности, с предоставлением суду доказательств о готовности уполномоченного лица предоставить такой земельный участок (например, письма местной администрации о готовности предоставить участок в случае признания судом права собственности на постройку).

С 1 сентября 2006 г. абз.1 п. 3 ст.222 ГК РФ утратил силу, и теперь право собственности на самовольную постройку может быть признано только за лицом в собственности, пожизненном наследуемом владении, в постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Таким образом, был решен вопрос о том, когда должен быть предоставлен земельный участок под самовольную постройку.

Однако было исключение из п. 3 ст. 222 ГК РФ указанного абзаца, которое разрешив один вопрос, породило иной вопрос: возможно ли применение правила исключенного абзаца после 1 сентября 2006 г., если основания для отнесения постройки к самовольным возникли до указанной даты? Ведь в силу п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, если это прямо предусмотрено законом. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» не распространил свое действие на отношения, возникшие до введения его в действие.

Данный вопрос пока остается открытым.

Обратите внимание, что в настоящее время лица, арендующие земельный участок и осуществившие на нем самовольное строительство, формально не смогут претендовать на признание права собственности, не выкупив данный участок у собственника.

Для организаций как ранее признание права собственности на самовольную постройку возможно только в судебном порядке.

Исходя из того, представляется целесообразным сформулировать общие условия, при наличии которых возможно удовлетворение иска о признании права собственности на такую постройку. Сам по себе факт самовольного строительства и наличие в законодательстве права на легализацию самовольной постройки, безусловно, не может быть достаточным основанием для удовлетворения соответствующего иска. Залог принятия «положительного» судебного решения – устранение всех признаков, характеризующих постройку в качестве самовольной, за исключением разрешения на строительство.

Таким образом, в соответствии со ст. 222 ГК РФ базовыми условиями признания права собственности на самовольно возведенный объект должны выступать:

– наличие у истца предусмотренных п. 3 ст. 222 ГК РФ вещных прав на земельный участок (права собственности и бессрочного пользования);

– соответствие функционального назначения постройки целевому назначению и разрешенному использованию земельного участка;

– отсутствие нарушений прав и охраняемых законом интересов третьих лиц (в первую очередь владельцем и пользователей смежных земельных участков) при сохранении постройки;

– отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан, т.е. безопасность постройки.

При обращении в суд истец в силу ст. 65 и 66 АПК РФ обязан доказать наличие данных условий.

Права на земельный участок подтверждаются правоустанавливающими документами, при этом права, возникшие после вступления в силу изменений Закона о государственной регистрации, должны быть зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Соответствие функционального назначения постройки целевому назначению и разрешенному использованию земельного участка может быть подтверждено выписками из государственного кадастра объектов недвижимости и градостроительной документацией (генеральным планом населенного пункта, правилами землепользования и застройки).

Отсутствие нарушений прав и охраняемых законом интересов третьих лиц может быть подтверждено соответствующими письмами, заявлениями, а при привлечении данных лиц к участию в процессе – отзывами на исковое заявление.

В качестве доказательств того, что постройка не представляет угрозы жизни и здоровью граждан, а также соответствует специальным нормам и правилам, истцу необходимо представить положительные заключения уполномоченных органов государственной власти по архитектурно-строительному, пожарному и санитарному надзору, в которых данные обстоятельства должны быть прямо отражены, а сами заключения подписаны уполномоченными должностными лицами (Постановление Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2008 г. № 17АП-3228/2008-ГК по делу № А60-34237/2007).

Кроме того, поскольку признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, истцу желательно предоставлять в суд доказательства осуществления застройщиком действий, направленных на получение необходимых разрешений и согласований для строительства спорного объекта и (или) получения им необоснованного отказа от органов, уполномоченных на выдачу подобных документов (Постановление Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2008 г. № 17АП-3228/2008-ГК по делу № А60-34237/2007).

Кроме перечисленных документов, являющихся основанием для государственной регистрации права собственности, в регистрирующий орган должен быть представлен кадастровый паспорт земельного участка.

Как узаконить реконструкцию здания в новом виде?

Земельный участок в собственности. На нем нежилое здание – в собственности.

Во время кап. ремонта бывшую пристройку включили в площадь основного помещения под общую крышу. В итоге – новая площадь, новый внешний контур здания.

Сделали новый тех.план. Обратились в росреестр для регистрации. Получили отказ – нет разрешения на реконструкцию.

Как узаконить здание в новом виде?

Имеется техническое заключение с выводами о соответствии требованиям.

    реконструкция дома, разрешение на реконструкцию
  • Поделиться

Ответы юристов ( 3 )

  • 10,0 рейтинг
  • 5917 отзывов эксперт

Земельный участок в собственности. На нем нежилое здание – в собственности. Во время кап. ремонта бывшую пристройку включили в площадь основного помещения под общую крышу. В итоге – новая площадь, новый внешний контур здания. Сделали новый тех.план. Обратились в росреестр для регистрации. Получили отказ — нет разрешения на реконструкцию. Как узаконить здание в новом виде?

скорее всего через суд только и то если докажите что при этом соблюдены все необходимые нормы

  • 9,5 рейтинг
  • 7173 отзыва эксперт

Соответствующие порядки выдачи разрешений на строительство либо реконструкцию объектов капитального строительства, устанавливаются на местах.

В Вашем случае это:

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

от 6 июля 2012 года N 5636

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР МУНИЦИПАЛЬНОЙ УСЛУГИ «ВЫДАЧА РАЗРЕШЕНИЙ НА СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЮ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»
http://docs.cntd.ru/document/4.

Между тем, Градостроительным законодательством РФ, предусмотрены случаи, при которых разрешение на реконструкцию не требуется.

Статья 51 Градостроительного кодекса РФ:

17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

В соответствии со статьей 38 Градостроительного кодекса РФ:

1. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:

1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

Следовательно, если Ваш случай именно такой и произведенные изменения путем реконструкции не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства, а также при этом не превышают предельные параметры земельного участка, на котором разрешено строительство, отказ в регистрации права Вы обжаловать в судебном порядке.

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР.

Права самовольного застройщика

Согласно п. 28 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 положения ст. 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.

В соответствии с положениями ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, перестраивать их или сносить, разрешать строительство другим лицам. Другие владельцы земельного участка обладают правом осуществлять его застройку на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает права собственности на нее. Вместе с тем п. 3 ст. 222 ГК РФ допускает возможность легализации самовольной постройки в судебном порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, при условии что сохранение этой постройки не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц либо не создает угрозы для жизни и здоровья граждан.

Первым основанием отнесения постройки к разряду самовольных является строительство при отсутствии прав на земельный участок. В этой связи следует учитывать изменения в п. 3 ст. 222 ГК РФ, вступившие в силу с 1 сентября 2006 года. До этого момента данный пункт содержал положения, в соответствии с которыми право собственности на самовольную постройку могло быть признано судом за лицом, осуществившим постройку, даже в том случае, если участок ему не принадлежал; для этого необходимо было, чтобы данный земельный участок был предоставлен этому лицу под возведенную постройку.

Действующие в новой редакции положения п. 3 ст. 222 ГК РФ позволяют признать право на самовольную постройку только за добросовестным собственником или пользователем земельного участка. К таким лицам следует относить и арендатора земельного участка. Хотя в самой статье в перечне прав на земельный участок отсутствует указание на право аренды, тем не менее исходя из системного толкования ст. 222 ГК РФ и ст. 47 ЗК РФ следует, что арендаторы, как и лица, которым земельный участок принадлежит на праве собственности, наследуемого владения, постоянного пользования, имеют право возводить на предоставленном им в аренду земельном участке постройки, здания и сооружения в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием (Обзор судебной практики ВС РФ за II квартал 2007 года).

Как и в случаях самовольного строительства, проводимая реконструкция не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц. Обращающиеся с исками об узаконивании произведенной реконструкции граждане, по существу, должны представлять суду такой же объем доказательств, что и при признании права собственности на самовольный объект.

Поэтому порядок разрешения таких споров мало чем отличается от споров о признании права на самовольное строительство. В качестве доказательств принимаются акты строительных экспертиз, подтверждающие, что произведенная реконструкция соответствует строительным нормам и правилам и не создает угрозу для третьих лиц, заключения органов пожарной охраны, Роспотребнадзора, Энергонадзора и т.д.

Признаком самовольной реконструкции является отсутствие не только согласия сособственника на ее проведение, но и необходимых положительных заключений контролирующих органов о возможности проведения реконструкции, а в некоторых случаях, когда при проведении реконструкции затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, — и разрешения на строительство (п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Проведение реконструкции в нарушение установленного порядка влечет признание ее самовольной и применение санкций, предусмотренных ст. 222 ГК РФ, так как по общему правилу лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает права собственности на нее, не вправе совершать в отношении такого строения какие-либо сделки (продавать, дарить, передавать в залог и т.д.), за исключением случаев, когда допускается возможность признания такого права судом.

Хотя в самой статье в перечне прав на земельный участок отсутствует указание на право аренды, тем не менее исходя из системного толкования ст.

Как узаконить свой самострой

У многих владельцев частных домов до сих пор их право на строение никак не оформлено. Зачастую у них нет и разрешения на строительство. А такое положение вещей рано или поздно может закончиться плохо. Ведь постройка считается самостроем, и местные власти вправе через суд ее снести. Не говоря уже о том, что такой дом нельзя ни продать, ни подарить, ни передать по наследству.

Принятый в 2006 году закон о дачной амнистии дал право владельцам такой недвижимости оформить право собственности без особых бюрократических проблем. Главное – чтобы был правоподтверждающий документ на земельный участок под неузаконенным строением.

Это было выгодно государству: есть собственник дома – есть кому платить налог на имущество.

Читайте также:  Можно ли оформить наследство без нотариуса по законам РФ?

Но проблемы все равно остались.

КТО НЕ ПОДПАДАЕТ ПОД ДАЧНУЮ АМНИСТИЮ

Под закон о дачной амнистии подпадают далеко не все постройки. Например, в законе сказано, что амнистия касается только индивидуальных жилых домов. Но как быть, если дом строился на две или три семьи, а земля под ним – оформлена на нескольких собственников?

Или – другая ситуация. Закон распространяется только на жилые домовладения, высотой до трех этажей. А что тогда делать владельцам четырехэтажного жилья? Сносить верхний этаж? Зачастую, это технически невозможно без разрушения всего строения.

Однако, в обоих случаях Росреестр откажет в регистрации права на дом, сославшись на закон.

И это – лишь наиболее распространенные ситуации, когда не работает дачная амнистия. Частных случаев намного больше: ведь строительство каждого дома – это отдельная история со своими нюансами.

ЧТО ДЕЛАТЬ ВЛАДЕЛЬЦУ САМОСТРОЯ

Увы, владельцам домов, не подпадающих под действие закона о дачной амнистии, остается только идти в суд за признанием своего права собственности.

Если стоимость постройки – меньше 100 тысяч рублей, то иск рассмотрит мировой судья, если больше – то придется обращаться в районный суд. В любом случае, иск подается в судебный орган по месту нахождения спорной недвижимости.

Ответчиком по иску будет орган местной администрации, который уполномочен выдавать разрешения на строительство.

С одной стороны, если это не нарушает ничьих интересов, судья вправе своим решением признать самовольную постройку законной собственностью истца. С другой стороны, есть четкий перечень оснований, без которых легализовать строение – невозможно. Они таковы.

1) Земельный участок, на котором находится дом, должен быть в собственности (или – в бессрочном пользовании) истца.

2) Планировка территории поселения должна предусматривать возможность строительства жилья на таком земельном участке.

3) Здание должно соответствовать всем строительным нормам и правилам. Отступления от этих норм могут быть лишь незначительными.

4) Не должно быть споров, кому дом в действительности принадлежит.

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НАДО СОБРАТЬ

К иску о признании права собственности на самовольно возведенное строение прилагается такой комплект документов.

1. Документы, подтверждающие право на земельный участок, на котором расположен дом, и кадастровый паспорт на землю.

2. Технический план здания, который вправе изготовить кадастровый инженер: как частный, так и из местного БТИ. Если имеются ранее выданные документы БТИ, то можно приложить их. Эти документы необходимы, чтобы подтвердить параметры здания (этажность, площадь), право на которое просит признать истец.

3. Доказательства, что здание построено на деньги истца. В этом случае можно представить документы о покупке стройматериалов и договор с подрядчиком, осуществившим постройку. Если дом построен самостоятельно – следует просить суд вызвать конкретных свидетелей, которые подтвердят, что дом построен именно истцом.

4. Заключение экспертизы, что постройка соответствует строительным нормам и правилам, и не угрожает жизни и здоровью граждан. Существует множество организаций, которые делают такие досудебные экспертизы для частных лиц.

5. Письмо из органа по охране окружающей среды, которое подтвердит, что возведение спорной постройки не противоречит природоохранному законодательству.

6. Доказательства того, что ранее заявитель пытался оформить разрешение на строительство дома. Если таких документов нет, то до подачи иска следует обратиться с таким заявлением в администрацию. Как правило, органы местной власти пассивно реагируют на такие обращения: направляют формальный отказ, либо – не отвечают вовсе.

ЧТО НАДО УПЛАТИТЬ

Госпошлина уплачивается, исходя из стоимости имущества, в отношении которого подается иск.

Оптимально, если имеются документы БТИ, в которых указана инвентаризационная стоимость строения. Однако, если дом был поставлен на кадастровый учет, то придется указать его кадастровую стоимость, которая обычно значительно выше стоимости по БТИ. Если же нет никаких документов по стоимости дома, то необходимо обратиться к независимому оценщику.

Соотношение госпошлины и цены иска определяется статьей 333.19 Налогового кодекса РФ . Например, если стоимость дома 100.000 рублей, то госпошлина будет равна 3.200 рублей. За признание права на строение стоимостью один миллион рублей уже придется уплатить 13.200 рублей.

Зная стоимость имущества, размер госпошлины можно точно рассчитать в соответствующем разделе сайта суда, куда необходимо обращаться с иском. Там же можно найти реквизиты для уплаты госпошлины.

Обратите внимание, что в суд представляется оригинал квитанции. Если приложить копию – иск рассмотрен не будет.

КАК ПОСЛЕ СУДА ПОЛУЧИТЬ СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ

Рассмотрение исков о признании права собственности на самовольные постройки обычно занимает 3-4 месяца. Если местные власти не заинтересованы в земельном участке, на котором находится дом, они обычно не возражают на иск, предлагая суду принять решение на свое усмотрение (или вообще не являются на суд). Где-то еще месяц уходит на изготовление решения и вступления его в законную силу.

Правда, даже если суд признает право на жилой дом, то свидетельство о регистрации права собственности уже получить невозможно. С 1 июля 2016 года в закон о государственной регистрации прав на недвижимость внесены изменения, в соответствии с которым свидетельства о регистрации прав, которые раньше выдавались на красивом бланке с печатью государственного регистратора, уже не выдаются.

Однако, сведения о собственнике недвижимости вносятся в Единый государственный реестр прав (ЕГРП), и он считается таким же законным владельцем недвижимости, как и любой другой. Свои оформленные права на дом он может подтвердить, заказав в регистрирующем органе выписку из ЕГРП.

Чтобы внести эти сведения в ЕГРП, необходимо получить две копии решения суда и сдать их в территориальный отдел Росреестра по месту нахождения недвижимости.

Срок регистрации на основании решения суда составляет 7 дней. Все, после этого владелец дома становится его законным собственником.

Но проблемы все равно остались.

Легализация (сохранение) объектов недвижимого имущества, обладающих признаками самовольного строительства

Легализация (сохранение) объектов недвижимого имущества, обладающих признаками самовольного строительства

Оглавление

  1. Понятие самовольного строительства;
  2. Обязательное условие для легализации (сохранения) объекта недвижимого имущества, обладающего признаками самовольного строительства;
  3. Способы легализации (сохранения) объекта самовольного строительства;
  4. Заключение.

Понятие самовольного строительства

Действующее законодательство к самовольным постройкам относит здания, сооружения или иные строения, если они:

– возведены на не предоставленном в пользование земельном участке;

-размещены на земельном участке, у которого установленные виды разрешенного использования не допускают строительства;

– построены без обязательных разрешений и согласований;

– возведены с нарушением строительных правил и норм.

Следует отметить, что перечисленные нарушения уже должны были существовать на момент начала строительства и сохраняться на дату выявления самовольного строительства.

Вместе с тем, не считается постройка самовольной, если на момент ее возведения правообладатель не знал и не должен был знать о каких-либо ограничениях.

Иными словами самовольная постройка – это объект недвижимого имущества, возведенный там, где строительство было запрещено или ограничено. На законном основании возможно возводить частные или многоквартирные дома, нежилые объекты, если соблюдены следующие условия:

– заранее получен участок из муниципального или государственного фонда, либо приобретен в собственность, иное законное владение (например, земельный участок под застройку могут выделить на основании договора аренды, с последующим оформлением в собственность);

– в случае если видом разрешенного использования земельного участка, установлено возведение построек;

– в случае наличия необходимых согласований и разрешений (например, наиболее сложной процедурой является оформление разрешения для строительства многоквартирных домов);

– в случае если при разработке проектной документации, согласованиях и строительстве были соблюдены обязательные нормы и правила;

– в случае если строительные работы не привели к нарушению законных интересов третьих лиц.

Самовольным строительством является незаконное возведение на чужом участке, муниципальных и государственных территориях, в том числе при частичном пересечении границы таких земель.

Обязательное условие для легализации (сохранения) объекта недвижимого имущества, обладающего признаками самовольного строительства

Любой объект недвижимого имущества неразрывно связан с земельным участком. В этой связи, для легализации (сохранения) объекта самовольного строительства необходимо подтвердить права на земельный участок, с соблюдением вида разрешенного пользования (далее ВРИ), а также провести экспертизу на соответствие объекта самовольного строительства требованиям безопасности.

В случае отсутствия прав на земельный участок потребуется оформление земельно-правовых отношений в соответствии с действующим законодательством. Это может быть заключение договора аренды или выкуп земельного участка.

Изменение ВРИ достаточно сложная процедура, так как ВРИ установлен ПЗЗ -правилами землепользования и застройки.

Кроме того, в отношении земельного участка могут существовать ограничения (сервитуты, санитарно-защитные и водоохранные зоны). Примером сервитута может быть зона вдоль линейного объекта (газопроводы, линии электропередач), на которой практически полностью запрещено возведений иных строений. Водоохранные зоны устанавливаются вдоль рек, озер, прудов или иных водоемов, а изменить эти границы очень сложно.

Вместе с тем, объект самовольного строительства должен быть безопасен и соответствовать строительным нормам и правилам

При возведении любых объектов недвижимости требуется соблюдение строительных норм и правил, требований Градостроительного кодекса РФ, а так же санитарно-гигиенических и иных нормативов.

Для легализации (сохранения) объекта самовольного строительства потребуется:

– подготовить соответствующую документацию (проект, экспертные заключения, ГПЗУ и т.д.), при необходимости получить разрешения на строительство;

– заказать технические планы;

– получить заключения СЭС, ОГПН и иных уполномоченных ведомств;

– согласовать спорные вопросы с владельцами соседних объектов и участков.

Безопасность объекта недвижимости по строительным нормам должна подтверждаться проектными организациями. Для отдельных видов объектов требуется пройти экспертизу.

Следует отметить, что необходимо учитывать ограничения, указанные в ГПЗУ – минимальные отступы от границ, количество этажей и площадь, соблюдение технических условий на подключение инженерных сетей. Подтверждать соответствие требованиям безопасности придется в административном или судебном порядке.

Способы легализации (сохранения) объекта самовольного строительства

– оформление разрешения на строительство;

– признание права собственности в судебном порядке;

– получение решения ГЗК о возможности сохранения объекта, признание права собственности в судебном порядке на основании пунктов 3 и 3.2 статьи 222 ГК РФ;

– установление, что здание или его часть не обладает признаками самовольного строительства.

Оформление разрешения на строительство:

При оформлении разрешения на строительство органы исполнительной власти проверяют земельный участок на наличие признаков самовольного строительства, а также запрашивают документы в уполномоченных органах (в Москве – в административной инспекции, БТИ, Департаменте городского имущества, Росреестре).

Законодательством РФ не предусмотрена возможность проведения экспертизы проектной документации и выдача разрешения на строительство на уже возведенные объекты. Поэтому при обнаружении объектов самовольного строительства органы государственной власти имеют право отказать в выдаче документа.

При обнаружении объектов самовольного строительства в Москве Мосгосстройнадзор не выдает такое разрешение. Поэтому на документально зафиксированный инстанциями объект самовольного строительства оформить разрешение на строительство невозможно.

Однако если уполномоченные органы не зафиксировали незаконную реконструкцию документально, и она была проведена без увеличения габаритов здания (например, был возведен антресольный этаж в пределах габаритов здания), оформить разрешение на строительство возможно.

Признание права собственности на объектов самовольного строительства в судебном порядке основании пункта 3 статьи 222 ГК РФ:

Легализовать (сохранить) объект самовольного строительства на основании пункта 3 статьи 222 ГК РФ можно при одновременном соблюдении всех следующих четырех условий:

– земельный участок находится в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании;

– имеются права, допускающие строительство на земельном участке объекта;

– на день обращения в суд постройка соответствовала нормативным требованиям;

– сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В судебные органы необходимо представить:

– проект строительства (реконструкции) здания в объеме разделов: «архитектурный», «конструктивный», «вентиляция», «водопровод, канализация», «электрика», «пожаротушение, пожарная сигнализация»;

– заключение о техническом состоянии несущих конструкций и коммуникаций с выводами, что здание не нарушает прочностных характеристик, норм, не создает угрозы для жизни и здоровья людей;

– заключения Роспотребнадзора и МЧС о соответствии здания нормативам и возможности его эксплуатации;

– архитектурно-градостроительное решение объекта капитального строительства (АГР) и свидетельство о его утверждении, выданное Москомархитектурой, которые служат доказательством соответствия фасада и этажности здания градостроительным нормам;

– договоры с организациями, эксплуатирующими внешние сети (если здание эксплуатируется).

Признание права собственности на объектов самовольного строительства в судебном порядке на основании пункта 3.2 статьи 222 ГК РФ:

В соответствии с п. 3.2 статьи 222 Гражданского Кодекса РФ, лицо, которому в целях строительства предоставлен во временное владение и пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, где возведена или создана самовольная постройка, приобретает право собственности на такое здание, сооружение или другое строение в случае выполнения требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными нормами, если это не противоречит закону или договору.

При этом, необходимо доказать, что объект соответствует нормативам, а его сохранение не угрожает жизни и здоровью людей, не нарушает права и интересы граждан.

В этой связи, для легализации объекта самовольного строительства через суд на основании второго абзаца пункта 3.2 статьи 222 Гражданского Кодекса РФ необходимо представить в судебные органы:

– договор аренды земельного участка с указанием, что земельный участок предоставлен в аренду для строительства или реконструкции здания;

– проект строительства (реконструкции) здания;

– заключение о техническом состоянии несущих конструкций и коммуникаций с выводами, что здание не нарушает прочностных характеристик, норм, не создает угрозы для жизни и здоровья людей;

– заключения Роспотребнадзора и МЧС о соответствии здания нормативам и возможности его эксплуатации;

– архитектурно-градостроительное решение объекта капитального строительства (АГР) и выданное Москомархитектурой свидетельство о его утверждении.

Получение решения ГЗК о возможности сохранения объекта. Признание права собственности на объектов самовольного строительства в судебном порядке на основании пункта 3.2 статьи 222 ГК РФ (применимо для объектов недвижимости города Москвы):

Для получения решения ГЗК необходимо подать заявление и документы в Градостроительно-земельную комиссию (ГЗК) г. Москвы с просьбой рассмотреть возможность сохранить и узаконить объект самовольного строительства.

Деятельность этой комиссии регламентирована постановлениями правительства Москвы от 16.11.2010 г. № 1019-ПП «О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы», от 31 мая 2011 г. № 234-ПП «Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы» и положением, утвержденным постановлением правительства Москвы от 02.10.2012 г. № 528-ПП «О внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы».

Кроме того, необходимо представить заключение о техническом состоянии несущих конструкций и коммуникаций объекта с выводами, что здание не нарушает прочностных характеристик, норм, не создает угрозы для жизни и здоровья людей, Архитектурно-градостроительное решение объекта капитального строительства (АГР) и выданное Москомархитектурой свидетельство о его утверждении.

Комиссия, при участии заинтересованных лиц, устанавливает возможность легализации объекта самовольного строительства и дает рекомендации органам исполнительной власти об оформлении документации на объект или устанавливает невозможность сохранения объекта самовольного строительства и необходимость подачи в суд иска о признании здания или его части самовольной постройкой и демонтажа.

Читайте также:  Больничный во время учебного отпуска - как оплачивается, 2020

На основании решения комиссии потребуется уплата штрафа за незаконное использование земельного участка.

В случае, если комиссия установит неосуществимость легализации объекта самовольного строительства в Москве, подписать договоры аренды земельного участка будет невозможно.

В соответствии с нормами статьи 222 ГК РФ положительное решение Градостроительно-земельной комиссии не является основанием для признания права собственности на объект самовольного строительства. Однако наличие договора аренды земельного участка, предоставленного для целей строительства/реконструкции здания, позволит суду удовлетворить иск о признании права собственности на самовольную постройку на основании абзаца второго пункта 3.2 статьи 222 ГК РФ.

Установление, что здание или его часть не является объектом самовольного строительства:

В соответствии с п. 1 статьи 222 Гражданского Кодекса РФ, здание, сооружение или другое строение, возведенное или созданное с нарушением установленных законом ограничений использования земельного участка, не является самовольной постройкой, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

В этой связи, имеется основание просить суд установить, что здание не является самовольной постройкой, при одновременном соблюдении следующих трех условий:

– право собственности на здание или его часть зарегистрировано в ЕГРН;

-земельный участок принадлежит собственнику здания или его части по праву собственности или находится у него в аренде;

– судебным органам необходимо доказать, что собственник объекта недвижимости не знал и не мог знать о наличии ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка (например, об ином назначении земельного участка или предоставлении ему участка для эксплуатации здания меньшей площади).

Важно: Если постройка не соответствует нормативам, ее необходимо заранее привести в соответствие!

1 статьи 222 Гражданского Кодекса РФ, здание, сооружение или другое строение, возведенное или созданное с нарушением установленных законом ограничений использования земельного участка, не является самовольной постройкой, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Регистрация права собствености после самовольной реконструкции объектов в Омске

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Публикации и практика
  • Главная
  • Признание права собственности на реконструированный объект недвижимости в целом

“Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством”; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014 года:

При самовольном изменении первоначального объекта недвижимости посредством пристройки к нему дополнительных помещений право собственника может быть защищено путем признания этого права в целом на объект собственности в реконструированном виде, а не на пристройку к первоначальному объекту недвижимости.

Рассматривая споры, вытекающие из самовольной реконструкции помещений и строений, следует иметь в виду, что понятие реконструкции дано в п. 14 ст. 1 ГрК РФ. Согласно указанной норме под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном ГрК РФ, тогда как возможность перепланировки и переустройства жилого помещения предусмотрена ЖК РФ.

Положения ст. 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект (п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав”), однако не применяются в случае перепланировки, переустройства (переоборудования) жилого помещения.

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (ч. 2 ст. 25 ЖК РФ). Перепланировка жилых помещений может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (абз. 3 п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170).

Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения (ч. 1 ст. 25 ЖК РФ). Переоборудование жилых помещений может включать в себя установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, джакузи, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения (абз. 2 п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).

Как показывает анализ судебной практики, некоторые суды не проводят различие между понятиями реконструкции и перепланировки (переустройства) жилого помещения и разрешают иски граждан, например о сохранении жилого помещения – квартиры с самовольной пристройкой в виде балкона или лоджии, в порядке ст. 29 ЖК РФ.

Кроме того, имеются случаи ошибочного разрешения споров об узаконивании новых помещений, созданных в процессе реконструкции: пристроек, надстроек к жилым домам. При этом судами признавалось право собственности на самовольные пристройки к жилому дому как на отдельный объект капитального строительства.

Так, решением районного суда было признано право собственности за истцами по 1/2 доли на самовольные постройки: жилую пристройку лит. а1, пристройку лит. а2 к жилому дому.

Другим решением районного суда за истцами признано право собственности на квартиру в порядке приватизации по 1/3 доли за каждым, сохранено помещение пристройки в перепланированном состоянии и признано право собственности за этими же лицами на самовольную постройку в виде пристройки.

Однако пристройка к жилому дому либо квартире не является самостоятельным объектом недвижимого имущества. В случае возведения пристройки к уже существующему жилому дому, зарегистрированному на праве собственности за гражданином, следует учитывать, что первоначальный объект права собственности при этом изменяется, а самовольная пристройка не является самостоятельным объектом права собственности.

При возведении жилой пристройки увеличивается общая площадь всего жилого дома, следовательно, изменяется объект права собственности, который отличается от первоначального размерами, планировкой и площадью. Новым объектом собственности является жилой дом либо квартира, включающие самовольно возведенные части.

Таким образом, при изменении первоначального объекта в связи с самовольной пристройкой к нему дополнительных помещений право собственника может быть защищено путем признания этого права в целом на объект собственности в реконструированном виде с указанием изменившейся площади, а не на пристройку к квартире либо дому.

В том случае, если заявлены исковые требования о признании права собственности на такие самовольные пристройки, являющиеся частью строения, находящегося в общей долевой собственности, к участию в деле необходимо привлекать всех сособственников домовладения, а в число обстоятельств, подлежащих установлению и разрешению в таком деле, должно входить перераспределение долей сособственников после признания права собственности на возведенную пристройку.

Рассмотрение вопросов о перераспределении долей в праве на общее имущество по правилам, предусмотренным п. 3 ст. 245 ГК РФ, обусловлено в том числе необходимостью обеспечения исполнимости судебного решения, поскольку при государственной регистрации прав на реконструированный объект недвижимого имущества открывается новый подраздел ЕГРП, при этом подраздел ЕГРП, связанный с ранее существовавшим объектом недвижимости, закрывается (п. 36 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219).

В качестве примера правильного разрешения спора рассматриваемой категории можно привести дело по иску Б. к администрации муниципального образования, А., Н., Р. о сохранении жилого дома в реконструированном состоянии, признании права собственности на самовольную постройку, признании права собственности на долю в праве общей долевой собственности на жилой дом.

Обращаясь в суд с иском, Б. указывал, что является собственником 7/18 доли в праве собственности на домовладение, расположенное на земельном участке, находящемся у сособственников в долгосрочной аренде. В целях повышения благоустройства им самовольно возведена пристройка к дому, что привело к увеличению общей площади дома на 10,6 кв. м.

Решением районного суда жилой дом общей площадью 109,4 кв. м сохранен в реконструированном состоянии. За Б. признано право собственности на самовольно возведенную пристройку площадью 10,6 кв. м и на 389/1000 доли в праве общей собственности на дом.

Рассматривая дело в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам областного суда указала, в частности, следующее.

Судом на основании исследованных доказательств, в том числе результатов строительно-технической экспертизы и заключения ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии”, установлено, что реконструкция жилого дома произведена истцом в соответствии со строительными нормами и правилами, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу их жизни и здоровью, размещение самовольного строения не противоречит документации градостроительного зонирования территории города, произведено на участке, предоставленном в аренду для эксплуатации домовладения. При указанных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о возможности сохранения дома в реконструированном состоянии и удовлетворении требований истца о признании за ним права на долю (389/1000) в праве собственности на домовладение с учетом произведенных неотделимых улучшений.

Вместе с тем судебная коллегия отменила решение суда в части признания за Б. права собственности на самовольно возведенную пристройку площадью 10,6 кв. м, отказав в этой части в иске, поскольку указанная пристройка является составной частью жилого дома, право общей долевой собственности на который принадлежит не только истцу, но всем участникам долевой собственности, в связи с чем отсутствовали основания для признания права собственности на нее как на самостоятельный объект недвижимости.

Учитывая произошедшее в результате возведения истцом пристройки изменение долей всех участников долевой собственности, судебная коллегия изменила решение суда, определив долю каждого из сособственников.

Вернуться к началу документа: “Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством”

28 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г.

Регистрация права собствености после самовольной реконструкции объектов в Омске

Созданный объект недвижимости

К заявлению о государственной регистрации помимо документов, подтверждающих полномочия заявителя, должны прилагаться:

— платежный документ об уплате пошлины;

— документы, подтверждающие право собственности на земельный участок или право пользования земельным участком, отведенным для целей строительства данного объекта;

— разрешение на строительство (статья 51 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ), за исключением случаев, когда, в соответствии с федеральным законом, законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, выдача разрешения на строительство не требуется. При этом следует иметь в виду, что разрешение на производство строительно-монтажных работ не является разрешением на строительство. С января 2006 года в г. Омске разрешение на строительство выдает департамент архитектуры и градостроительства администрации Омска.

— в случаях, когда выдача разрешения на строительство не требуется, необходим документ, подтверждающий это. Таким документом может служить справка департамента строительства администрации города Омска. В справке указывается на то, что выдача разрешения на строительство не требуется:

— план (технический паспорт) объекта недвижимости (абзац 10 пункта 1 статьи 17 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

— разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное департаментом строительства администрации Омска. Не требуется наличие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если для его строительства, реконструкции не требуется выдача разрешения на строительство (статья 25.2 Закона о регистрации);

— иные документы, необходимые для регистрации.

Незавершенное строительство

В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на праве собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности на данный земельный участок, разрешения на строительство, проектной документации и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства (пункт 2 статьи 25 Закона о регистрации).

В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство, проектной документации и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства (пункт 3 статьи 25 Закона о регистрации).

К заявлению о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства прилагаются те же документы, что и для регистрации права собственности на созданный объект недвижимости, а также:

— проектная документация (часть 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ), за исключением случаев регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, являющийся объектом индивидуального жилищного строительства (пункт 5 статьи 25 Закона о регистрации, часть 3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ). Вместо проектной документации на регистрацию может быть представлена пояснительная записка (пункт 1 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ). Проектная документация или пояснительная записка к ней должны быть заверены проектной организацией (лицом, выполнившим проект);

— документы, содержащие описание объекта незавершенного строительства;

— иные документы, необходимые для государственной регистрации.

Обязательным условием для государственной регистрации права на объект незавершенного строительства является то, что данный объект не должен являться предметом действующего договора строительного подряда.

— Что считается самовольной постройкой?

— Недвижимое имущество, созданное:

1) на земельном участке, не отведенном для этих целей;

2) без необходимых разрешений;

3) с существенным нарушением градостроительных и строительных норм.

При наличии хотя бы одного из признаков строение признается самовольной постройкой.

— Можно ли зарегистрировать самовольную постройку?

— Только в судебном порядке.

Юрий СИНИЦЫН,
начальник отдела регистрации прав на нежилые помещения
и по взаимодействию с крупными правообладателями
Главного управления
Федеральной регистрационной службы
по Омской области,государственный регистратор

Проектная документация или пояснительная записка к ней должны быть заверены проектной организацией лицом, выполнившим проект ;.

Самовольная постройка на участке

Следует обратить внимание, что с 1 сентября 2015 года действует новая редакция статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой усложнилась процедура признания права собственности на самовольную постройку.

Бюджетное учреждение Омской области “Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг”

Единый номер справочно-консультационной службы +7 3812 374-009 (Заказать звонок)

д сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения технологического присоединения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;.

Добавить комментарий